WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

3d-звук из обычных динамиков

Тема воссоздания реалистичного трёхмерного звучания очень интересна, обширна и не нова. Эта тема уже не раз поднималась и на страницах WebSound. Вот тут, например, в 182-м выпуске.Итемаэтастановится тем сложнее, чем более обобщёнными становятся условия воспроизведения трёхмерного звука.

Когда речь идёт о воссоздании трёхмерной картины в наушниках - тут всё относительно не сложно, поскольку каждое ухо получает звуковой сигнал от конкретного динамика. В этом случае, конечно, тоже есть множество нюансов, например, какой тип динамика используется - открытый, закрытый или "вкладыш". И всё же, задача в этом случае оказывается гораздо более простой, чем в случае с использованием акустических колонок. Всё дело в том, что слушатель, располагающийся в зоне воздействия акустической(их) колонки(ок), слышит её звук обоими своими ушами. Таким образом, идея использования отдельного канала (колонки) для передачи его звука в конкретное ухо слушателя (точно как в 3d-видео - каждому глазу своя картинка) резко усложняется, ибо возникает эффект "cross-talk". Отделить звуки для правого и левого уха при использовании колонок оказывается очень и очень непросто.

При этом спрос на такое решение есть, и он огромен. В то время как средства передачи подвижных изображений в 3d уже вполне развиты, 3d-аудио, что называется, "ходит в подгузниках". Огромное количество телевизоров сегодня идут с маркой "3D", и немалая их часть действительно оправдывает этот лейбл. А аудио осталось в лучшем случае многоканалным, но никак не реалистично-трёхмерным.

Тем не менее, есть люди, которые пытаются придумывать (и даже успешно) что-то новое в этой области, стараясь изобрести методы преодоления эффекта cross-talk между каналами в открытом акустическом пространстве.

Об одном из таких решений повествует статья на сайте BBC. Edgar Choueiri, профессор механики и аэрокосмической инженерии в Принстоне разработал технику, позволяющую передавать трёхмерную картину звучания с помощью динамиков (не наушников, а именно динамиков). При этом ему удалось преодолеть проблему кросс-тока. Профессор изобрёл некий способ фильтрации, который решает эту проблему. К сожалению, подробности его изобретения мне раздобыть не удалось (при этом на изобретение заявлен патент университета), однако есть несколько видео с демонстрацией аудио эффекта, который должен быть хорошо слышен даже через встроенные колонки лэптопа.

Немаловажным фактом изобретения является отсутствие необходимости перезаписи аудио материалов с использованием каких-либо специальных средств. Аудио должно подвергаться обработке лишь на финальной стадии передачи слушателю - на стадии воспроизведения. Всякие уже существующие даже стерео записи вполне для этого подходят.

 

А на нашем форуме, тем временем, силами форумчан полнится тема "Перемещение мнимого источника звука в наушниках вдоль, вширину, в высоту. Как это сделано?". В ветке есть множество очень интересных записей, которые будет очень любопытно послушать всякому аудио любителю.

 

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.



 

Читать весь 204-й номер 
Перейти в архив выпусков WebSound.Ru 



Ниже располагаются комментарии к этой заметке

Пожалуйста, обратите внимание! Если вы хотите что-то сообщить автору WebSound.Ru, лучше сделать это не здесь, а направить ваше сообщение по e-mail. Пожалуйста, составляйте свои комментарии в вежливой форме. Не засоряйте сайт бессодержательными и невежливыми сообщениями.


comments powered by Disqus